Исследовательской группой в составе 6 человек – Нургалиева М.М., Ахметжанов С.Б., Мусина А.М., Умирзаков М.Е., Акатаев А.А., Мамажанова А.Ә., на базе Қоғамдық саясат институты (QSI) было проведено социологическое исследование по собственной авторской методологии и выведена формула расчета «Национального индекса нулевой терпимости к правонарушениям» (сокращение – НИНТП). Социологическое исследование проведено по национальной репрезентативной выборке (8000 респондентов) в декабре 2023 года в 17 областях и 3 городах (Астана, Алматы, Шымкент). Далее в тексте представлена методология исследования.
На основе полученных результатов нами (Нургалиева М.М., Ахметжанов С.Б., Мусина А.М., Умирзаков М.Е., Акатаев А.А., Мамажанова А.Ә.) был разработан Национальный Индекс нулевой терпимости к правонарушениям (НИНТП, Индекс) и представлен на получение авторского права на произведение науки.
Описание методологии
Формирование нулевой терпимости к правонарушениям имеет важное значение для обеспечения законности, порядка и безопасности в обществе. Уровень терпимости к правонарушениям является важным показателем правовой культуры населения. Он отражает отношение общества к преступлениям и нарушениям закона, а также готовность общества принимать и поддерживать правовые нормы и принципы.
Чем ниже уровень терпимости к правонарушениям, тем выше уровень правовой культуры населения. Это означает, что общество не оправдывает и не терпит преступные и незаконные действия, и граждане осознают важность соблюдения закона. Низкий уровень терпимости к правонарушениям также может свидетельствовать о наличии сильной правовой системы, эффективной правоохранительной деятельности. Поэтому формирование нулевой терпимости к правонарушениям является важной задачей для развития правовой культуры в обществе.
Казахстан в своем развитии ставит акцент на закон и порядок. Глава государства К.К.Токаев в своих выступлениях и инициативах неоднократно подчеркивал важность повышения правосознания и правовой культуры граждан. В свою очередь, эффективность реализации принципа «Закон и Порядок» необходимо регулярно оценивать и корректировать меры формирования непримиримого отношения ко всем видам правонарушений соответственно. Так, одним из инструментов оценки политики нулевой терпимости к правонарушениям являются регулярные замеры уровня правового сознания и культуры граждан. Наиболее емкой формой представления результатов таких исследований, является Национальный индекс нулевой терпимости к правонарушениям.
Следует отметить, для того чтобы прослеживать тенденции уровня правового сознания населения и корректировать меры, необходимо регулярно проводить замеры по единой методике, которая была бы открыта, понятна и не вызывала сомнений.
В этой связи актуализируется необходимость разработки отдельного Индекса, учитывающего отношение граждан к разным видам правонарушений.
Таким образом, предлагаемый Национальный индекс нулевой терпимости к правонарушениям – это агрегированный показатель отношения граждан различным видам правонарушений, который строится на основе суждений и самооценок респондентов.
Основными показателями для составления Национального индекса нулевой терпимости к правонарушениям будет мнение о поведенческих практиках при столкновении с различными видами правонарушений.
Цель НИНТП – оценить уровень терпимости и отношение граждан к правонарушениям в Республике Казахстан.
Объект исследования: население Республики Казахстан старше 18 лет.
Предмет исследования: отношение к видам правонарушений в Казахстане.
Индикаторы НИНТП: при измерении уровня терпимости и отношения к правонарушениям будут использоваться субъективные индикаторы.
Задачи исследования:
– Оценить уровень терпимости населения к различным видам правонарушений;
– Проанализировать поведенческие практики, реакцию граждан на случаи правонарушений;
– Оценить уровень готовности личного участия в профилактике и борьбе с правонарушениями;
– Проанализировать мотивацию граждан в содействии правоохранительным органам;
– Подготовить региональную карту нулевой терпимости к правонарушениям.
Методы исследования: Сбор социологической информации осуществлялся методом массового опроса населения старше 18 лет – стандартизованное индивидуальное интервью (face-to-face), на базе платформы Е-Социс.
Инструментарием сбора первичных данных выступает логически структурированный вопросник – анкета социологического исследования.
География и даты проведения исследования: 17 областей и города Астана, Алматы и Шымкент. Исследование было проведено в ноябре-декабре 2023 года.
Выборка социологического исследования:
Объем выборочной совокупности составляет 8000 респондентов. Построение выборочной совокупности городах осуществлялось на основе квот, репрезентирующих население в возрасте от 18 лет и старше, пропорционально представляющих структуру населения в гендерном, возрастном разрезах. При расчете выборки использовались статистические данные Бюро национальной статистики РК на начало 2023 года.
По типу строения выборка является многоступенчатой, пропорционально стратифицированной, с квотным отбором респондентов на последней ступени. Квотами выступают: тип поселения, пол и возраст респондентов.
В регионах, независимо друг от друга, все первичные единицы отбора были разбиты на страты согласно категориям населенных пунктов:
1) города республиканского значения;
2) города областного значения;
3) города районного значения;
4) поселки и сельские населенные пункты.
Общий объем выборки был распределен поровну по всем 20 регионам (по 400 респондентов в каждом регионе), далее для выборки было применено пропорциональное взвешивание в соответствие с региональными характеристиками генеральной совокупности.
В каждой из областей объем выборки (400 респондентов) распределен между городским и сельским населением пропорционально численности взрослого населения данной области. Число первичных единиц отбора определялось исходя из ограничения на среднее число респондентов в одном городе/сельском районе (20-25 респондентов).
Для обеспечения одинаковой вероятности попадания в выборку всех элементов генеральной совокупности в городских населенных пунктах был произведен простой случайный отбор избирательных участков. В районных центрах и селах отбор респондентов производится по принципу центр-окраина, север-юг, восток-запад.
Число отобранных избирательных участков в городах, а также сельских населенных пунктов/поселков в сельских районах определялось исходя из ограничения на среднее число респондентов в одной точке опроса (5–9 респондентов).
В целях изучения уровня терпимости и отношения граждан к правонарушениям в инструментарий исследования включены вопросы, направленные на выявление реакции и практик поведения в ситуациях с разными формами правонарушений. Так респондентам был задан вопрос «Скажите, пожалуйста, как Вы обычно поступаете в случаях, когда становитесь свидетелем следующих правонарушений?», а также предложен список различных видов нарушений, где респондент должен был дать один ответ по каждому виду (см. Таблица 1). Общее количество вопросов, включая социально-демографический блок составило 22. Всего было получено 8024 валидных анкет.
Далее для расчета Индекса были использованы 9 переменных, ответы на которые оценивались по шкале Ликерта, в которой 1 означает невмешательство, при становлении свидетелем правонарушений, 3 – полная готовность личного участия при становлении свидетелем правонарушений (объединены варианты ответов «Делаю устное», «Сообщаю в правоохранительные органы», «Напишу об этом в соцсетях», а также исключен вариант ответа «96. Не знаю, не сталкивался»).
Таблица 1. Вопрос «Скажите, пожалуйста, как Вы обычно поступаете в случаях, когда становитесь свидетелем следующих правонарушений?»
№ | Описание ситуации | 1. Не вмешиваюсь | 2. В зависимости от ситуации | 3. Вмешиваюсь | 96. Не знаю, не сталкивался | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Делаю устное замечание | Сообщаю в правоохранительные органы | Напишу об этом в соцсетях | |||||
1 | Произношение нецензурных слов, нецензурная брань в общественных местах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
2 | Брошенные окурки в неположенных местах и плевки на улице | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
3 | Вандализм, порча имущества (нанесение нецензурных надписей на стены и заборы и т. д.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
4 | Бросание бытового мусора в неположенном месте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
5 | Драка в общественных местах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
6 | Семейно-бытовое насилие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
7 | Нарушение и невыполнение правил ПДД пешеходами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
8 | Нарушение и невыполнение правил ПДД водителями | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
9 | Кража | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 96 |
На первом этапе были рассчитаны средние значения по каждой переменной. Далее для приведения в единый диапазон было произведено линейное масштабирование данных (расчеты см. в таблице 2). На следующем этапе анализа было рассчитано среднеарифметическое значение по группе переменных. В результате итоговые данные были нормализованы, чтобы принять значение от 0 до 100 баллов.
Далее представлена формула расчета Национального индекса нулевой терпимости к правонарушениям разработанная исследовательской группой:
где
x_max – максимальное значение шкалы переменной,
x – среднее значение переменной,
∑_(i=1)^9– сумма значений масштабированных переменных.
Таблица 2. Расчеты для формирования Национального индекса нулевой терпимости к правонарушениям
Нарушение и невыполнение правил ПДД пешеходами2,095,43
Виды правонарушений | Средние оценки | Линейное масштабирование данных |
---|---|---|
Произношение нецензурных слов, нецензурная брань в общественных местах | 2,08 | 5,42 |
Брошенные окурки в неположенных местах и плевки на улице | 2,11 | 5,54 |
Вандализм, порча имущества | 2,19 | 5,97 |
Бросание бытового мусора в неположенном месте | 2,27 | 6,37 |
Драка в общественных местах | 2,15 | 5,77 |
Семейно-бытовое насилие | 2,20 | 6,00 |
Нарушение и невыполнение правил ПДД пешеходами | 2,09 | 5,43 |
Нарушение и невыполнение правил ПДД водителями | 2,05 | 5,25 |
Кража | 2,37 | 6,85 |
Значение Индекса ранжируется по 100-балльной шкале, где:
100 баллов (максимум) означает высокую терпимость к правонарушениям и недостаток правовой культуры в обществе,
0 баллов (минимум) означает нулевую терпимость, высокое правосознание и правовую культуру граждан.
Иначе говоря, чем ниже показатели Индекса, тем выше уровень правовой культуры населения.
Таким образом, согласно данным социологического исследования, Национальный индекс нулевой терпимости к правонарушениям в Казахстане составил 41,56 балл.
В целях отслеживания динамики и изменения уровня правосознания и правовой культуры граждан важно регулярно проводить замеры, что позволит оценить эффективность предпринятых мер и понять, какие аспекты требуют дополнительной работы.
На данный момент планируется проведение исследования по замеру НИНТП с периодичностью 1 раз в два года.