Казахстан добился определенного прогресса в реализации гендерной политики, последовательно выстраивая комплексную систему мер по обеспечению равных гендерных прав и возможностей во всех сферах жизни.
В последние годы предприняты такие шаги, как отмена списка запрещенных для женщин профессий, ужесточено наказание за семейно-бытовое насилие, введены избирательные квоты при распределении мандатов депутатов в Мажилис и маслихаты.
Все это способствует улучшению положения страны в рейтингах о состоянии гендерного равенства, однако, проблемные моменты присутствуют.
Важно, чтобы законодательные и стратегические инициативы находили эффективную практическую реализацию, способствуя реальному преодолению всех форм дискриминации по гендерному признаку.
Несмотря на благоприятные законодательные условия, представленность женщин в политической сфере Казахстана в последние годы демонстрирует неоднозначные тенденции:
- Доля женщин в Мажилисе Парламента РК снизилась с 26,9% в 2022 году до 18,4% в 2023 году, что является самым низким показателем с 2013 года. Это предположительно связано с включением в 30% квоту помимо женщин молодежи и людей с инвалидностью, а также переходом к смешанной избирательной системе, где в одномандатных округах победили преимущественно мужчины[1].
- Согласно данным Бюро национальной статистики РК, в маслихатах (местных представительных органах) в последние годы доля женщин составляла около 30% (2020-2022 гг.), но в 2019 году была ниже – 22,18%. Есть вероятность, что тенденция снижения представительства женщин в Мажилисе может повториться и на местном уровне[2].
- Доля женщин среди политических государственных служащих в 2022 году достигла рекордно низкого значения в 8,1%, хотя ранее наблюдался рост до 11,7% в 2018 году[3].
Все это требует пристального внимания к вопросу политической представленности женщин, разработки дополнительных специальных мер по преодолению барьеров и стереотипов. Ключевую роль могут сыграть глубокие прикладные исследования темы.
Данный документ посвящен проблематике политического участия женщин в Казахстане. В первой части представлен обзор гендерных исследований, проводимых как на международном уровне, так и в самом Казахстане. Вторая часть сфокусирована на анализе политических стремлений и амбиций женщин. В ней предлагается Индекс политических амбиций женщин в Казахстане, разработанный Институтом общественной политики.
В третьей части рассматривается отражение гендерной тематики в общественно-политическом и культурном дискурсе.
В заключении документа даются соответствующие рекомендации.
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МИРЕ И КАЗАХСТАНЕ
Международные и отечественные организации представляют собственные данные касательно оценки гендерного равенства в Казахстане. Среди них можно отметить Всемирный экономический форум, Программу развития ООН в Казахстане, Бюро национальной статистики АСПР РК и др. Они используют официальную статистику и данные социологических исследований.
В Казахстане существует ряд исследовательских центров (ОФ «Стратегия», Казахстанский Институт общественного развития, Фонд Фридриха Эберта в Казахстане и др.), занимающихся изучением широкого спектра гендерных вопросов и проблем – от неравенства до экономического и политического участия женщин[4]. Тематический охват этих исследований весьма обширен и затрагивает ключевые аспекты гендерной политики в Казахстане. Однако ни один из этих центров пока не разрабатывает и не публикует индексы, в том числе по политическому участию женщин.
По расчетам Бюро национальной статистики РК, индекс гендерного неравенства в 2022 году зафиксирован на уровне 0,357[5]. Изменение индекса носит волнообразный характер, он снижался с 0,463 в 2009 году и достиг минимума в 2017 году (0,35), после чего вырос до пикового за последнее десятилетие значения 0,441 в 2021 году.
Расчет индекса производится ежегодно на основе официальных статистических данных по методологии ПРООН, опубликованной в Докладе о человеческом развитии 2011 года. Составляющие индекса – уровень материнской смертности, коэффициент рождаемости, соотношение мужчин и женщин в Мажилисе и по доле экономически активного населения трудоспособного возраста.
В докладе об индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума в 2023 году Казахстан занял 62 место из 146 стран (поднялся на 18 и 3 пункта в 2021 и 2022 годах соответственно)[1].
Индекс гендерного разрыва рассчитывается ежегодно на основании четырех субиндексов, которые внутри содержат дополнительные категории. Расширение политических прав и возможностей – соотношение и количество мужчин и женщин в министерствах и парламентах, соотношение лет, которые мужчины и женщины провели в позиции президента или премьер-министра за последние 50 лет.
Экономическая активность и возможности – разница между участием женщин и мужчин в рабочей деятельности, разница предполагаемого дохода женщин и мужчин, а также размер заработной платы за одинаковую работу, соотношение женщин и мужчин среди членов законодательных органов, высокопоставленных чиновников и руководителей, а также соотношение женщин и мужчин среди технических и профессиональных работников.
Доступ к образованию – анализ доли получающих начальное, среднее и высшее образования, а также уровня грамотности среди женщин и мужчин. Охрана здоровья и выживаемость – соотношение рожденных младенцев обоих полов, разница между ожидаемой продолжительностью здоровой жизни среди женщин и мужчин.
В рамках измерения индекса человеческого развития Программа развития ООН составляет индекс гендерного неравенства (gender inequality index). Казахстан по индексу гендерного равенства занимает 42 место из 176 стран с оценкой в 0,177 (чем ниже показатель, тем выше уровень гендерного равенства)[2].
Индекс гендерного неравенства составляется ежегодно по таким категориям, как охрана репродуктивного здоровья (показатель материнской смертности и рождаемости среди девушек-подростков), гражданские права и возможности (доля женщин в парламенте и доля населения со средним образованием в разбивке по полу), экономическая активность и возможности на рынке труда (доля полов в возрасте от 15 лет и старше в составе рабочей силы).
ПРООН также высчитывает индекс гендерного развития (gender development index). Он представляет собой отношение индекса человеческого развития, рассчитанного для женщин, к индексу человеческого развития, рассчитанному для мужчин. Согласно докладу за 2023-2024 годы, индекс гендерного развития для Казахстана находится на уровне 0,998 (чем ближе к 1, тем ниже разрыв между мужчинами и женщинами).
Индекс человеческого развития ежегодно оценивает долголетие (ожидаемая продолжительность жизни), уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение, и ожидаемая продолжительность обучения), уровень жизни (через валовый национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США).
Наряду с этим, ПРООН составляет индекс гендерных социальных норм, отражающий предвзятое отношение к женщинам. Согласно данным, в Казахстане хотя бы одно гендерное предубеждение в отношении женщин имеют 9 из 10 человек или 93,23% граждан (мужчин и женщин), два предубеждения – 76,44%, ни одного – 6,77%[3].
Индекс демонстрирует отношение к женщинам в четырех измерениях: политика, образование, экономика и физическая неприкосновенность. Каждому из них соответствует один или два стереотипа-индикатора.
Респондентам предлагают согласиться или не согласиться (либо оценить степень согласия или несогласия) с одним из следующих утверждений или явлений: политика – для демократии необходимо, чтобы женщины имели те же права, что и мужчины; мужчины становятся лучшими политическими лидерами, чем женщины; образование – университет важнее для мужчин, чем для женщин; экономика – мужчины должны иметь больше прав на работу, чем женщины; мужчины лучше управляют бизнесом, чем женщины; физическая неприкосновенность – обладание правом на насилие со стороны интимного партнера; обладание правом женщины на репродуктивный выбор.
Исследование проводится волнами, период последней – 2017-2022 годы.
Отдельно следует отметить социологическое исследование ПРООН совместно со Структурой «ООН-женщины» за 20223 год, посвященное вопросам общественного восприятия идей гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Казахстане. Результаты исследования были представлены в аналитическом отчете «Общественное восприятие гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Казахстане»[4] в марте т.г.
Согласно результатам исследования, 76,5% населения считают, что женщины имеют достаточно ли даже слишком много прав (70,6% женщин, 83,1% мужчин). Наименьшие возможности и права женщины имеют в сфере политики, об этом заявило 32,6% опрошенных (сумма вариантов «мало прав и возможностей» и «нет прав и возможностей»). При этом оценки в гендерном разрезе значительно разнятся: подобной позиции придерживается 39,9% женщин и 24,5% мужчин.
О готовности к политической и общественной активности своей жены заявило 48,6% мужчин, 38,9% к этому не готовы. Также 52% мужчин согласились с утверждением, что в Казахстане женщина не может занимать посты президента и премьер-министра. Утверждение «Мужчина лучше подходит на роль руководителя бизнеса государственного служащего политического лидера чем женщина» поддержало 55% респондентов (46,6% женщин, 64,4% мужчин).
В рамках исследования применялись качественные (фокус-группы, опрос экспертов) количественные (массовый опрос) методы сбора данных.
Несмотря на ценность существующих исследований, отсутствие систематизированных индексных оценок может быть пробелом, который стоило бы восполнить. А индексы по политическому участию женщин дали бы более структурированную и сопоставимую картину этого направления гендерной политики в Казахстане. Разработка и регулярное обновление таких индексов могли бы стать ценным аналитическим инструментом для лиц, принимающих решения, а также экспертного сообщества.
С этой целью Институтом общественной политики партии «AMANAT» была инициирована разработка Индекса по политическим амбициям казахстанок.
ИНДЕКС ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ ЖЕНЩИН В КАЗАХСТАНЕ
Учитывая обширную территорию Казахстана и историко-культурную специфику ее развития, вызывает интерес анализ ситуации в социально-демографических группах. Такой подход позволит получить детальную картину в этом вопросе и сформулировать более точечные и эффективные рекомендации.
Для обеспечения глубины вопроса нами изучено мнение граждан касательно политического участия казахстанских женщин.
Основой для анализа является исследование Института общественной политики партии «AMANAT», проведенное 25 февраля – 10 марта 2024 года. Метод сбора данных – массовый опрос в 17 областях и гг. Астана, Алматы, Шымкент. Объем выборочной совокупности составил 2000 совершеннолетних респондентов. Опрос проведен в омнибусном формате.
По итогам анализа разработан и зарегистрирован Индекс политических амбиций женщин в Казахстане. Это показатель, отражающий готовность и стремление женщин к активному участию в политической жизни страны.
Согласно результатам исследования Института общественной политики, Индекс политических амбиций женщин в Казахстане составил 55,91 б. Настоящий индекс является комбинированным показателем и состоит из 5 субиндексов: электоральная активность, интерес к политике, гражданское участие, оценка возможностей в политике, отношение к увеличению женщин-политиков.
Наиболее высокие показатели Индекса – среди женщин с высшим образованием (59,04 б.), с высоким уровнем дохода (60,38 б.). Политические амбиции высокие у молодых девушек (56,38 б.), в возрастной группе 30-45 лет (57,28 б.), среди казашек (56,48 б.).
Так, образование расширяет их возможности и мотивацию к политическому участию, а экономическая независимость создает предпосылки для политической самореализации женщин.
Высокий показатель у субиндекса по оценке отношения женщин к увеличению женщин-политиков – 71,02б. Далее казахстанские женщины достаточно высоко оценивают возможности добиться успеха в политике – 63,93 б., а также готовность голосовать на выборах – 63,60 б. Интерес казахстанских женщин к политике составил 41,06 б., последнее место среди субиндексов занимает гражданское участие казахстанок – 39,90 б. из 100.
Показатели по субиндексам свидетельствуют о сильной поддержке и приверженности казахстанских женщин идее большего женского политического представительства. Высокие оценки своих возможностей добиться успеха в политике свидетельствует о наличии уверенности и мотивации среди женщин к политической самореализации.
При этом, на фоне сравнительно высокой электоральной активности фиксируемый низкий показатель по субиндексу гражданского участия может указывать на то, что казахстанские женщины не полностью вовлечены в политический процесс и не чувствуют, что их голоса и мнения имеют значение. Это, в свою очередь, требует развития их общественной и политической вовлеченности вне рамок электоральной активности.
Таблица 1. Показатели Индекса по переменным в социально-демографических группах среди женщин
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ПО МАКРОРЕГИОНАМ
Результаты опроса показали различия в стремлении женщин участвовать в политической жизни в зависимости от макрорегиона.
Низкий интерес к политике, но высокое гражданское участие и поддержка женщин-политиков в северных регионах.
Факторы влияния: Ø Сильная традиция активизма и участия в общественных делах. Ø Культурные нормы, поощряющие участие женщин в общественной жизни. |
В западных и южных регионах высокий интерес к политике, но низкая электоральная активность, гражданское участие и поддержка женщин-политиков.
Факторы влияния: Ø Недоверие к избирательной системе и политическим институтам. Ø Сильное влияние традиционных гендерных ролей. |
В восточных регионах высокие оценки возможностей женщин в политике и электоральная активность, но интерес и участие ниже средних по стране.
Факторы влияния: Ø Сильная поддержка государственных инициатив по расширению участия женщин в политике. Ø Низкий уровень осведомленности о политических вопросах. |
Самый высокий уровень политических амбиций среди женщин в центральных регионах.
Факторы влияния: Ø Более высокий уровень образования и экономического развития. Ø Сильные традиции женского лидерства. Ø Благоприятный политический климат для участия женщин в политике. |
В мегаполисах крайне низкая электоральная активность, но высокое гражданское участие в городах Алматы и Астана.
Факторы влияния: Ø Высокий уровень занятости и ограниченное время для участия в выборах. Ø Чувство отчуждения от политической системы. Ø Альтернативные формы политического участия, такие как активизм и гражданское общество. |
Среди мегаполисов Алматы лидирует по Индексу политических амбиций среди женщин.
Факторы влияния: Ø Более космополитичная и прогрессивная среда. Ø Больше возможностей для образования и карьерного роста женщин. Ø Сильное влияние женских организаций и сетей. |
Таким образом, уровень политических амбиций женщин в Казахстане варьируется в зависимости от региона. Существует ряд факторов, которые могут объяснить эти различия, такие как культурные нормы, уровень образования, экономическое развитие и политический климат.
Важно продолжать исследования этой темы, чтобы лучше понять барьеры и стимулы для участия женщин в политике в Казахстане.
ГЕНДЕРНАЯ ТЕМАТИКА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ
Одним из стимулирующих факторов гражданской и политической активности выступает наличие в обществе ролевых моделей. Результаты исследования Института общественной политики показали, что 81,4% населения никого не считает образцом для подражания среди девушек и женщин Казахстана. Подобного мнения придерживается 77,9% женщин и 85,9% мужчин.
Здесь ключевое значение имеет сформированный в обществе образ женщины. Следует отметить повышение внимания к гендерной тематике в Казахстане, а также смену транслируемых концепций по этому направлению в общественной повестке.
Во-первых, в академической среде проводится все больше гендерных исследований на различных ступенях образования и науки (от бакалавриата до постдокторантуры).
Благодаря интересу ученых в историю страны вводятся новые факты о выдающихся личностях-женщинах. Яркий пример – работа М.-А.Сыдыкназарова об Ару Султан, «первом дипломатическом представителе Казахского Государства в 1557-1576 годах при дворе Тюдоров королевы Англии Елизаветы I, первом представителе исламского мира и первой представительнице тюркского мира в Англии XVI века»[1].
Также в ходе экспертных обсуждений наблюдается высвечивание новых проблем, как, например, меньшая упоминаемость женщин в детской литературе и учебниках по сравнению с мужчинами.
Во-вторых, в современной литературе независимого Казахстана предпринимаются шаги по продвижению нового восприятия женщин, отходу от позиции жертвы к субъектности, снятия табу с ряда тем. Здесь можно отметить книгу «Пять лет» К.Ковязиной и «Однажды в Казахстане: история любви, одержимости и абьюза» А.Нам, сборник «Super қыз» Д.Гаплан.
В-третьих, меняется отражение гендерной тематики сферами медиа и в творчестве, что проявляется в фильмах, сериалах, работе блогеров и художников.
На смену комедии «Келинка Сабина» Н.Адамбая пришли сюжеты о несправедливости и предрассудках в отношении женщин, давлении со стороны общества. Примеры – фильм «Дәстүр» К.Бейсек (2023 год), сериал «Қашан туасың?» от А.Ильясовой и «Salem Social Media» (2024 год), комедия «Менің атым Қызболсын» М.Оспанова (2024 год). Однако во многих кинокартинах женщины играют пассивные и второстепенные роли, права которых открыто ущемляются.
Люди искусства активно рефлексируют над резонансными событиями, темой семейно-бытового насилия. Художники проводят выставки (выставка «Тихая комната» в г.Алматы, «Уязвима» в г.Петропавловск в 2024 году), дизайнеры привлекают внимание к проблеме через элементы модных коллекций (дизайнер одежды А.Керимбеков бренда «Qanaker» на Неделе моды в Казахстане и Центральной Азии Visa Fashion Week Almaty, май 2024 года).
Развиваются медиа для девочек и женщин («Batyr Jamal» А.Ашим; «Manshuq», главный редактор Г.Кусаинова; Telegram-канал «Ayel» детской писательницы Т.Шипулиной и т.д.), женщины-блогеры поднимают гендерную тематику, включая истории про важных исторических персон (Г.Абдрашева, А.Ашим).
Однако все отмеченные выше аспекты имеют характер тенденции, которая еще не закрепилась в общественном сознании и складывается в том числе под воздействием обстоятельств, не всегда позитивных.
Процесс формирования образа женщины-политика, женщины-лидера требует времени и изменения ряда сложившихся в обществе установок, предрассудков. Институт общественной политики провел анализ медиа-поля на предмет стереотипов и предубеждений в отношении женщин в политике. Для получения данных применен ручной поиск в Google c использованием ключевых слов «гендерное» (равенство, стереотипы, предрассудки, дискриминация), «гендерлік» (теңдік, әйел құқығы). Рассматриваемый период: 2020-2024 годы.
Рисунок 1 – Гендерные стереотипы в медиа на казахском языке
По итогам анализа выделены стереотипы и составлено облако слов из самых распространенных тематических слов и фраз (чем больше слово в облаке, тем чаще оно встречается). Среди гендерных стереотипов в области политики следует отметить мнение о том, что женщины должны ограничиваться домашними обязанностями и уходом за детьми, а не заниматься политикой, а также то, что мужчины лучше, чем женщины, проявляют себя в политическом лидерстве, а также руководят бизнесом.
Дополнительно выявлено неоднозначное отношение к вопросу квот для женщин: с одной стороны, они якобы не нужны, потому что женщины могут проявить себя и без них; с другой стороны, по квотам якобы проходят «удобные, покладистые женщины, чьи-то дочки и жены».
Рисунок 2 – Гендерные стереотипы в медиа на русском языке
Несмотря на предубеждения касательно бизнес-деятельности женщин, необходимо отметить их растущую экономическую активность. Так, наблюдается увеличение количества женщин, занимающихся предпринимательством. Женщины возглавляют 49% действующих субъектов микро- малого и среднего бизнеса (+10,5% с 2013 года). Женщины-предпринимательницы вовлечены в меры государственной поддержки: 55% предпринимателей, воспользовавшихся инструментами субсидирования процентной ставки по кредитам в 2023 году, – это женщины (43% в 2022 году)[1].
Поэтому в будущем можно ожидать переход экономической активности женщин в политическую плоскость. Для более эффективного отстаивания прав и защиты своих интересов женщины будут стремиться все больше включаться в процесс принятия решений и работу органов власти.
В политической сфере Казахстана реальное устойчивое гендерное равенство способен обеспечить только комплексный подход, сочетающий законодательные гарантии, институциональные механизмы и научно-обоснованные решения.
Партия «AMANAT» выступает за гендерное равенство и предпринимает активные шаги для его продвижения. С целью институционализации и интенсификации проводимой работы было создано Женское крыло партии. Женское крыло определило 10 приоритетов своей деятельности, первым из которых выступает поддержка женского политического лидерства. По этому направлению в течение нескольких лет партия организует программу обучения для женщин-лидеров «Tomiris», участвовать в которой могут все желающие.
Для реализации каждого приоритета Женского крыла действует институт сопредседателей: 1 – депутат Мажилиса, 1 – активист. Участие депутатов Мажилиса позволяет эффективно продвигать вырабатываемые инициативы, в то время как активисты обеспечивают широкую палитру взглядов на поднимаемые проблемы. Через законопроекты и депутатские запросы благодаря Женскому крылу
в Мажилисе были подняты такие темы, как права женщин и безопасность детей, гендерное бюджетирование и экспертиза, профилактика бытового насилия и т.д.
Для проникновения гендерных приоритетов вглубь регионов при каждом региональном филиале партии введена должность советника по вопросам расширения прав и возможностей женщин.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В связи с существующей проблематикой считаем необходимой реализацию следующих рекомендаций:
Экспертное сообщество
- Инициирование дискуссии по поводу консолидированной разработки всеми членами Консорциума, а также дальнейшего внедрения гендерных индексов, в том числе тематических индексов на основе полномасштабных социологических исследований. Это могло бы стать важным шагом в совершенствовании аналитической основы для гендерной политики.
- Проведение исследований для изучения факторов, влияющих на политические амбиции женщин в Казахстане, с использованием точечного макрорегионального подхода.
Гражданское общество и органы власти:
- Налаживание межпарламентского сотрудничества между женщинами-депутатами различных партий и депутатами-одномандатниками под эгидой партии «AMANAT» для формирования общей гендерной повестки и ее продвижения через депутатские запросы и законопроекты.
- Организация взаимодействия с тематическими неправительственными НПО, поддержка женских организаций и сетей. Важным направлением работы должно стать политическое просвещение женщин, разработка и реализация политических программ, направленных на увеличение представленности женщин во власти, поощрение гражданского участия женщин.
Сфера медиа
- Наращивание контента об успешных женщинах Казахстана прошлого и настоящего для формирования пула ролевых моделей.
- Борьба с гендерными предрассудками через внедрение в общественное сознание новых концептов, а также обращение к прошлому в лице идей движения «Алаш» по женскому вопросу. Важно задействовать литературу, искусство и сферу медиа.
Сохранение устойчивой тенденции снижения представленности женщин во власти может свидетельствовать о необходимости пересмотра действующих механизмов гендерной политики. Важно обеспечить реальное равенство возможностей для женщин в политической сфере.
Требуется более пристальное внимание к этому вопросу, разработка дополнительных мер по устранению барьеров и дискриминации.
Предстоит ещё большая работа по практической реализации принятых законодательных и программных установок. Но сам факт формирования целостной нормативно-правовой базы и институциональной системы в данной области демонстрирует значимость гендерной политики для государства.
[1] https://t.me/socioexpert_01/712
[1] https://adamalemijournal.com/index.php/aa/article/view/434
[1] https://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2023.pdf
[2] https://hdr.undp.org/content/human-development-report-2023-24
[3] https://hdr.undp.org/content/2023-gender-social-norms-index-gsni#/indicies/GSNI
[4] https://www.undp.org/ru/kazakhstan/publications/obschestvennoe-vospriyatie-gendernogo-ravenstva-i-rasshireniya-prav-i-vozmozhnostey-zhenschin-v-kazakhstane
[1] https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=70&slug=-57&cat_id=9&lang=ru
[2] https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=69&slug=-56&cat_id=9&lang=ru
[3] https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=72&slug=-59&cat_id=9&lang=ru
[4] https://ru.kipd.kz/article/gendernaya-politika-v-sovremennom-kazakhstanskom-obschestve