Стимулирующие меры снижения
производственного травматизма
Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, за последние 5 лет рост численности пострадавших от производственного травматизма составил 13,4% (в 2018 г. – 2160 чел., 2019 г. – 2111 чел., 2020 г. – 2033 чел., 2021г. – 2133 чел., 2022 г.- 2449 чел.). Относительно низкий показатель 2020 года связан с пандемией ковид, когда многие предприятия были вынуждены остановить свои производства.
В 2023 году на предприятиях страны по данным Центра трудовых ресурсов МТСЗ РК пострадали 1 474 человека, что на 0,6% больше, чем в предыдущем году. Из них погибло 251 человек, что на 22,8% больше, чем в 2022 году, а 1 223 вынуждены были досрочно выйти на пенсию по инвалидности.
При этом следует отметить существенные расхождения (в 2 раза) между ведомственной статистикой МТСЗ РК (1 465 пострадавших) и официальной статистикой БНС АСПиР (2 449 пострадавших). Ведомственная статистика учитывает пострадавших работников и занятых по трудовому договору, в то время как официальная статистика основана на количестве обратившихся в медучреждения. Социальную и материальную помощь получают «ведомственные». Тем временем около 1 000 человек в год из числа «официальных», остаются без социальной помощи по случаю трудового увечья.
В мировом рейтинге Международной организации труда (МОТ) по производственному травматизму со смертельным исходом на 100 тыс. занятых, Казахстан занимает 58 место из 83, с показателем 4,3, что значительно выше, чем в развитых странах мира, в Германии – 0,7, в Японии – 1,5.
Кроме того, наблюдается высокий уровень скрытого травматизма по индикатору МОТ, который определяется соотношением между несмертельными и смертельными случаями. По итогам 2022 года в Казахстане этот показатель составил 11:1 (Финляндия – 5750:1, Германия – 1811:1).
Традиционно самыми травмоопасными отраслями страны являются горно-металлургическая и строительная, в которых пострадало 31,4% от общего количества.
Основными причинами несчастных случаев являются грубая неосторожность самого пострадавшего – 33,3%, неудовлетворительная организация производства работ – 28,1%, нарушение правил безопасности и охраны труда – 9,3% и прочие – 8,4%.
На сегодня трудовой травматизм несет экономические потери для государства и бизнеса, которые также ежегодно растут. В 2023 году из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) по случаю утраты трудоспособности более 100 тыс. человек (в 2022 г. 97,6 тыс.) получили социальную выплату на сумму 38,7 млрд тенге, что на 27% больше по сравнению с 2022 годом. Кроме того, по случаю утраты кормильца 64,3 тыс. (в 2022 г. 61,4 тыс.) семьям выплачено 26,8 млрд. тенге, что на 26% больше, чем в предыдущем году. Т.е. при коэффициенте семейности 3,6 в среднем более 500 детей и женщин каждый год остаются без единственного кормильца.
Прямые (денежные) убытки предприятий страны от несчастных случаев в 2022 году составили 4,1 млрд тенге, что на 56% больше, чем в 2021 году. При этом, экономические убытки предприятий с учетом косвенных (простой, остановка предприятия) оцениваются в 2,5-4 раза выше, прямых.
К примеру, в странах ОЭСР экономические потери, связанные с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, достигают 3% от ВВП. Учитывая казахстанскую действительность в области охраны труда, можно сделать вывод, что данный показатель у нас составит 6%, что соизмеримо с ежегодными расходами бюджета страны на здравоохранение.
На сегодня обеспечение реализации конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, является одним из приоритетов государственной политики страны. Для гарантирования безопасности труда в стране принимаются комплексные меры, направленные на защиту здоровья и безопасности работников. В частности, внедрены стандарты по безопасности и охране труда, продвигается Концепция «Нулевого травматизма – Vision Zero», к которой присоединились 536 предприятий.
В 2023 году была разработана и принята Концепция безопасного труда до 2030 года. В 2024 году будет создан отдельный Комитет государственной инспекции труда при МТСЗН РК, с передачей инспекции труда от МИО в министерство и т.д.
Все эти меры указывают на важность охраны труда в Казахстане. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые меры, в стране сохраняется высокий уровень производственного травматизма.
Одной из причин данной ситуации является отсутствие экономических мер стимулирования работодателей к улучшению условий труда и преобладание контролирующих мер. Несмотря на доминирование данной меры, госинспекторы по труду не справляются со своей задачей в связи с тем, что на одного госинспектора в среднем приходится 1 400 юридических лиц и более 4 000 индивидуальных предпринимателей и они физически не справляются с функцией контроля.
Кроме того, отсутствие финансовых возможностей, а также несовершенство действующих норм и правил по охране труда, привели к тому, что во многих предприятиях отсутствуют инженеры по безопасности и охране труда.
Даже если есть такие специалисты, то данная обязанность часто совмещается. Так, по официальным данным их количество в стране должно составлять около 18 тыс., однако фактически их 2,4 тыс., что в 7,5 раза ниже требований трудового законодательства (статья 202 Трудового кодекса РК на предприятиях с численностью более 50 чел., в штате должен быть специалист по безопасности и охране труда).
Эти данные подтверждаются и отчетами МОТ, где на 10 000 занятых в Казахстане приходится всего 0,3 специалиста по безопасности и охране труда, в то время как, например, в Китае – 2,4, в Германии – 1,4, в Латвии – 1,3.
Вместе с тем, в планах правительства на 2024 год ввести единственную экономически стимулирующую меру – двухкомпонентный страховой тариф. По данным правительства, это позволит увеличить охват работников системой обязательного страхования от несчастных случаев до 90% к 2030 году.
Однако уже сейчас наблюдается снижение интереса работодателей к страхованию работников, поскольку финансовая нагрузка, связанная с выплатой компенсаций пострадавшим работникам, перешла со страховых организаций на работодателей. В результате лишь 32% юридических лиц застраховали работников от несчастных случаев, т.е. системой страхования охвачены только 54% работников. При этом в статистике не учтены работники, находящиеся в теневой занятости.
Таким образом, национальная система охраны труда требует перезагрузки с целью более широкого внедрения экономических мер стимулирования и перераспределения ответственности с государства на работодателя. Государство должно создать правовые и экономические условия, способствующие заинтересованности работодателей в улучшении условий труда на своих предприятиях.
В мировой практике снижение производственного травматизма достигается через разнообразные экономические меры, включая налоговые льготы, субсидии, ускоренную амортизацию, поощрение инвестиции и сокращение размеров страховых взносов.
Сопоставимый анализ опыта зарубежных стран в экономическом стимулировании мер по обеспечению безопасности труда выявил интересные механизмы, которые можно применить и в нашей практике:
- Налоговые скидки для предприятий, приобретающих безопасное оборудование (практика Франции, Германии, Ирландия, Италии и Великобритании) или стремящихся соблюдать определенные стандарты охраны труда (практика Японии и Южной Кореи).
- Ускоренная амортизация, через списание со своих балансов травмоопасного и устаревшего оборудования (Голландия), а также налоговые преференции, для компаний, создающих собственные фонды охраны труда (Финляндия и Швеция). При этом существующие системы экономического стимулирования в разных странах не сказываются на свободе торговли в рамках общего европейского рынка.
- Государственные субсидии и льготные кредиты для приобретения безопасного оборудования (ОЭСР) широко применяются в мировой практике.
- Дифференцирование размеров страховых взносов. Предприятия, достигшие положительных результатов в области охраны труда, могут получить скидку от 10 до 40% от базового тарифа (Россия, Южная Корея, Италии и др.). В Канаде и Франции, чем выше расходы на охрану труда, тем ниже страховой тариф.
Проведенный обзор зарубежного опыта стимулирования охраны труда свидетельствует о том, что страны мира уделяют значительное внимание вопросам экономического воздействия на улучшение условий и безопасности труда. Применение разнообразных механизмов стимулирования охраны труда не только снижает риск получения травм, но и повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции и увеличивает конкурентоспособность.
Существующая система управления охраной труда Казахстана в настоящее время не способствует снижению травматизма и заболеваемости работников на производстве, не мотивирует работодателей на улучшение условий труда, и сконцентрирована на компенсации последствий, а не на их предотвращении.