Состояние авиационной отрасли приближается к своему критическому состоянию. В целях улучшения позиции Казахстана в качестве континентального транзитного хаба необходимо решить накопившиеся проблемы в сфере гражданской авиации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
- Дефицит авиатоплива на внутреннем рынке. На сегодняшний день нехватка авиатоплива составляет порядка 300 тыс. тонн в год. Существует также проблема с качеством казахстанского авиатоплива. Справочно: В стране производится и применяется керосин марки ТС-1/РТ. По стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) рекомендуется использовать Jet A-1.
- Дороговизна авиатоплива. Комитет гражданской авиации подтвердил, что одной из ключевых проблем в авиации является высокая стоимость авиатоплива, которая зависит от фактора сезонности, подорожания нефти и наличия посредников (накладывают маржу в размере 20-30%).
- Дороговизна авиабилетов. Отечественные авиакомпании применяют систему динамического ценообразования, в котором важную роль играет спрос.
- Тарифы и сборы на услуги аэропортов. Определённая часть регулируемых тарифов аэропортов были установлены 13 лет тому назад, что мешает повышению доходности аэропортов. Более того, основной доход региональных аэропортов зависит от суммы тарифов, которые утверждаются государством. Справочно: Сборы аэропортов в Казахстане составляют примерно 8 долларов на человека, в европейских странах – 27-30 долларов, в Турции (г. Стамбул) – 25 долларов, в Грузии – 24 доллара.
- Финансовые проблемы аэропортов. Аэропорты Казахстана (кроме аэропортов г. Алматы и г. Астана) в основном являются убыточными (6 аэропортов получают дотации). Учитывая, что большинство аэропортов не является самоокупаемыми объектами, правительство снимает аэропорты со своего баланса (22 аэропорта перейдут под управление европейских инвесторов).
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
- Материально-техническое оснащение аэропортов. Износ основных фондов аэродромов достигает 68%. Так, весной-летом 2023 года временно была приостановлена эксплуатация взлётно-посадочной полосы у 7 казахстанских аэропортов. По данным Министерства транспорта, необходимо обновить около 230 единиц спецтехники в аэропортах.
- Застройки на приаэродромной территории. Проверки Генеральной прокуратуры выявили, что с 2017 по 2020 гг. было возведено около 100 тыс. объектов на приаэродромной территории без согласования комиссий аэропортов (наиболее остро проблем стоит в Алматы, Шымкенте, Атырау, Актобе). При этом, наличие объектов на приаэродромной территории не является препятствием для выдачи сертификата годности аэродрома.
- Высокая аварийность в сегменте авиации. В 2022 году было отмечено 2 авиационных происшествия без человеческих жертв и 84 инцидента (в 2021 году 54 инцидента). Вместе с тем, ненадлежащее состояние видеоконтроля отмечается в 14 аэропортах страны. Наибольшее количество авиапроисшествий (75%) с 2011 по 2022 гг. наблюдается среди эксплуатантов, выполняющие авиационные работы (включая авиационные учебные центры).
1.4 Недостаточный уровень цифровизации. Около 85% времени авиационный груз находится на земле в ожидании оформления документов (для авиаперевозки 1 места груза требуется оформить до 30 видов документов и снять более 100 копий), в то время как перевозка занимает около 15% времени.
КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
Потребность в авиационных кадрах в 2023 году составляет 1617 специалистов, при этом в 2023-2024 учебном году планируется выпустить около 534 специалиста. Согласно прогнозам Министерства транспорта, до 2025 года ожидается дефицит кадров – 500–600 специалистов ежегодно. Вместе с тем, в Казахстане подготовку специалистов в сфере авиации осуществляет только один вуз – Академия гражданской авиации, выпускники которой не востребованы по причине несоответствия стандартам Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
- Отсутствие продвижения в производстве биотоплива. Учитывая, что переход на производство авиатоплива марки Jet A-1 (не биотопливо), характеризующийся более низкими выбросами отработанных газов в атмосферу, с 2018 года до сих пор не произошел, говорить о производстве биотоплива (SAF), которое требует еще больших затрат, в Казахстане еще рано.
- Шумовое загрязнение от воздушных судов. Работа в авиационной сфере связана с повышенной шумовой нагрузкой (в 80% случаев причиной дисквалификации у пилотов является хроническая нейросенсорная тугоухость). Шумовое загрязнение вокруг аэродромов охватывают также зоны жилой застройки. Так, в январе 2024 года стало известно, что аэропорт
г. Актобе будет перенесен за город и будет расположен в 20 км от города из-за шумового загрязнения и соображений безопасности.