Политическая система Грузии переживает масштабные преобразования, происходит окончательное оформление в парламентскую республику.
Согласно внесенным в законодательство изменениям, c 2024 года президент страны будет избираться уже не в ходе всеобщего прямого голосования, а избирательной коллегией из 300 представителей (члены парламента, высших представительных органов Абхазской и Аджарской автономных республик, выдвинутые партиями члены представительных органов муниципалитетов).
Примечательно, что по итогам выборов 2018 года президентом избрана Саломе Зурабишвили. Она стала первой президентом-женщиной на Кавказе, до вступления в должность была независимым депутатом парламента страны.
Ключевым моментом реализуемых реформ является полный переход от смешанной к пропорциональной системе формирования парламента. Это выступало основным требованием оппозиции, утверждавшей, что смешанная модель способствует сохранению доминирования правящей «Грузинской мечты».
В результате переговоров была достигнута договоренность внедрить пропорциональную систему на выборах 2024 года, в 2020 же году применялся смешанный способ формирования парламента, но с увеличением доли пропорционально избранных депутатов.
Справочно: Невыполнение обещания «Грузинской мечтой» провести парламентские выборы 2020 года по пропорциональной системе привело к политическому кризису и масштабным акциям протеста. До выборов 2020 года 77 депутатов парламента избиралось по пропорциональной системе, 73 – по мажоритарной. В 2020 году – 120 по пропорциональной, 30 – по мажоритарной.
Следует отметить, что с переходом к пропорциональной системе ряд грузинских экспертов ожидает рост числа женщин-парламентариев. Исследования показывают, что при смешанной системе на парламентских выборах Грузии больше женщин было избранно именно по партийным спискам. С учетом завершения перехода к парламентской республике вопрос вхождения в парламент становится еще более актуальным.
В рейтинге Межпарламентского союза (международная организация «Inter-Parliamentary Union») по доле женщин в парламенте по состоянию на 1 января 2022 года Грузия занимает невысокое 120 место (144 в 2020 году). В то же время наблюдается определенный рост представленности женщин, начиная с выборов 2008 года.
Для повышения участия женщин в политических процессах в Грузии применяется финансовое стимулировании партий и гендерные квоты, созданы соответствующие государственные институты, партии образуют в своем составе женские секции.
Финансирование
В 2011 году парламент принял законодательные изменения о добровольном квотировании с дополнительным финансированием. Партии, в списках которых на местных и национальных выборах на каждые 10 кандидатов приходилось 2 кандидата-женщины, получали дополнительные 10% государственного финансирования.
Данные положения только незначительно изменили ситуацию, поэтому в 2013 году было принято «правило 30х30». Теперь партии могут получить 30% дополнительного финансирования, если, как минимум, 3 из каждых 10 кандидатов являются женщинами (дополнительными условиями являются результаты партий на парламентских и местных выборах).
На парламентских выборах 2012 года только 2 партии соблюли квоту, в 2016 году – 5 партий. На местных выборах 2014 года дополнительное госфинансирование получили 2 партии.
Справочно: По итогам местных выборов 2017 года женщины составили 13,4% в местных представительных органах (11,3% в 2014 году). 1 женщина стала мэром самоуправляющегося муниципалитета (всего их 59). Женщины занимали 29% государственных должностей.
Квотирование
Для дальнейшего продвижения участия женщин в политике с начала 2000-х годов в Грузии неоднократно поднимался вопрос об обязательном квотировании в партийных списках. В это время в парламенте обсуждалось идея резервирования за женщинами 25%, однако, она не была одобрена (за нее проголосовало 68 депутатов из 235).
В 2008 году бывшим депутатом парламента Г.Маградзе была создана Партия женщин Грузии (2700 членов, из которых 80% женщины). Ее первым решением стал призыв к введению системы квот накануне парламентских выборов в 2008 году. В дальнейшем Маградзе вступила в партию «Грузинская мечта».
Примечательно, что вопросы гендерного равенства и политического участия женщин активно продвигаются гражданским обществом, НПО, при поддержке международных организаций – ПРООН, ОБСЕ, USAID, а также зарубежных стран – Нидерланды, Швеция, Германия. К примеру, была создана Коалиция женских НПО Грузии (при поддержке местного отделения БДИПЧ/ОБСЕ, порядка 200 зарегистрированных членов), ассоциация «Женщины Грузии за мир» (при поддержке Фонда развития женщин ООН, объединила свыше 100 организаций). Их цель – совместная работа над обеспечением участия женщин в политической жизни.
В 2014 году образовалась «Целевая группа за политическое участие женщин». Она объединила более 20 местных и международных организаций для внедрения гендерной квоты на выборах.
В итоге гендерные квоты были введены законодательными изменениями в 2020 году. Отдельные грузинские эксперты указывали на содействие в этом вопросе европейских стран. На выборах в парламент 2020 года партии должны были включить кандидата «другого пола», как минимум, на каждое четвёртое место в своих списках. На местном уровне – на каждое третье место.
Интересной практикой является временный характер квот. Если в 2028 году число женщин-кандидатов в списках на выборах в парламент увеличится до 1 из 3, то после 2032 года гендерные квоты перестанут действовать.
Государственные институты
Совет гендерного равенства. Он действует в парламенте на постоянной основе с 2009 года для обеспечения систематической и скоординированной работы над гендерными вопросами (действующий председатель – член парламента от «Грузинской мечты» Н.Цилосани).
Совет полномочен разрабатывать и представлять на утверждение парламенту план действий для осуществления гендерного равенства и в дальнейшем обеспечивать координацию и мониторинг этого плана. Одной из задач Совета является предоставление раз в год парламенту отчета о состоянии гендерного равенства в стране.
Справочно: Совет обладает правом анализа законодательства и законодательных инициатив на предмет гендерного равенства с последующей разработкой рекомендаций; разрабатывать тематические мероприятия, осуществлять мониторинг их исполнения.
Народный защитник Грузии. Одним из направлений его работы является обеспечение мониторинга защиты гендерного равенства (как омбудсмен, избирается парламентом на 6 лет).
Нормативная база. В 2010 году был принят закон о гендерном равенстве. Наряду с этим, республика исполняет Пекинскую декларацию и Платформу действий по продвижению прав женщин, присоединилась к Стамбульской конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Взаимодействие с международными организациями. В 2018 году был опубликован инициированный Советом гендерного равенства соответствующий доклад при поддержке USAID, ПРООН и правительства Швеции.
ЦИК Грузии при финансовой поддержке Международного фонда избирательных систем (International Foundation for Electoral Systems, IFES) создал информационный портал со статистикой по выборам в гендерном разрезе (зарегистрированные избиратели, явка, выдвинутые и избранные кандидаты, наблюдатели, т.д.). Портал был презентован специализирующимся на гендерной повестке местным и зарубежным НПО, госорганам и членам парламента.
С учетом фрагментированности информации о выборах со стороны ЦИК-а Казахстана важно отметить издание ЦИК-ом Грузии доклада по итогам парламентских выборов 2020 года с полной информацией об электоральной кампании.
Тренинговый центр. Он был создан в соответствии с Избирательным кодексом, государственный контроль над Центром осуществляет ЦИК Грузии. В преддверии парламентских выборов 2020 года Центр организовал информационно-обучающий курс для потенциальных кандидатов-женщин на выборах. В нем приняло участие 26 женщин из 8 партий.
Справочно: В ходе курса рассматривались такие вопросы, как новшества в законодательстве, правила и конечные сроки выдвижения/регистрации кандидата для участия в выборах, предвыборная кампания и т.д.
Женские секции в политических партиях
Важным событием касательно участия женщин в политических процессах стало заявление председателя правящей партии «Грузинская мечта» И.Кобахидзе 13 февраля 2022 года о создании при партии женской организации. По его словам, данный шаг будет способствовать активизации роли женщин не только в партийно-политической жизни, но и создаст новые возможности для защиты прав и интересов женщин в обществе.
В отдельных политических партиях Грузии уже существует практика создания «женских секций», они различаются по заложенным задачам и степени институционализации. В разное время функционировали отделения и группа гендерного равенства, женский клуб, женская организация как структурное подразделение партии, женский совет («Единое национальное движение», «Новые правые»).
Однако создание женской организации именно правящей партией говорит о существующем запросе на гендерную повестку. Ресурсы же партии позволяют улучшить ситуацию в этой области.
В целом, принимаемые в стране меры по вопросу гендерного равенства положительно оцениваются международным сообществом. Так, Грузия постепенно улучшает свои позиции в докладе Всемирного экономического форума о гендерном разрыве. В 2017 году страна занимала в нем 94 место, в том числе 114 место по субиндексу «расширение политических прав и возможностей». В 2021 году – 49 место, по политическим возможностям – 60.