Прямое государственное финансирование местных представительных органов является редко применяемой практикой в мировом опыте.
В большинстве европейских стран (Австрия, Великобритания, Испания, Италия, Россия, Словакия, Швеция, Франция) муниципальные советы являются базовым уровнем местного самоуправления, которые формируются путем всеобщего прямого голосования. Они являются автономными от государственной власти как в плане управления, так и в плане финансирования. В отдельных случаях из центрального бюджета выделяются деньги на реализацию экономически или социально значимых проектов.
Финансирование деятельности советов осуществляется полностью за счет местного бюджета (формируется за счет местных налогов). Депутаты не получают зарплату за свою работу. Также во Франции существует система префектов (представителей государства на местах), которые не вмешиваются в повседневную работу советов, а следят за соблюдением законодательства.
В ряде стран (Германия, Дания, Молдавия, Латвия, США, Украина, Хорватия, Чехия, Южная Корея) предусмотрено финансирование представительных органов и представленных в них политических партий по следующим основаниям и направлениям:
- по результатам региональных и муниципальных выборов (в Дании партиям выплачивается 2,50 датских кроны (порядка 170 тенге) за голос, полученный на последних региональных выборах, а также 4 датских кроны (272 тенге) за голос на районных выборах; в Латвии – 0,5 евро (252 тенге) за голос на муниципальных выборах), в Молдавии партии получают 30% от государственного финансирования пропорционально результатам, полученным на всеобщих местных выборах);
- ежегодные дополнительные выплаты за каждый мандат депутата или сенатора парламента, а также регионального депутата, избранных по партийному списку (в Чехии за мандат депутата или сенатора выплачивается 900 тыс. крон (17 млн 928 тыс. тенге), за регионального депутата – 250 тыс. крон или 4 млн 980 тыс. тенге);
- создание специальных «депутатских фондов» местными бюджетами для реализации обещаний депутатов (в Украине депутаты на сессии должны принять специальную программу, где описано целевое назначение этих средств. Размер депутатского фонда определяется каждым городским советом при формировании бюджета на следующий год и равномерно распределяется между депутатами).
В других государствах депутатам местных представительных органов не полагается отдельная заработная плата, они осуществляют свои полномочия без отрыва от производственной или служебной деятельности (Кыргызстан, Узбекистан). При этом:
- за депутатами может сохраняться средний заработок на его месте основной работы (Узбекистан), а также все права и льготы, которыми пользуются работники соответствующего предприятия, учреждения, организации (Кыргызстан);
- за депутатом сохраняется место работы (Узбекистан), он не может быть уволен по инициативе работодателя (кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации), а также переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без предварительного согласования с соответствующим местным кенешем (Кыргызстан);
- расходы, связанные с проведением отчетов депутатов перед избирателями, осуществляются за счет соответствующих местных бюджетов (Кыргызстан).
Также в отдельных государствах практикуется финансирование кандидатов (США, Южная Корея, Молдавия) и местных отделений партии (Хорватия).