В целях повышения качества работы Фракции партии изучен опыт деятельности парламентских фракций ряда стран (Австралия, Болгария, Великобритания, Германия, Грузия, Канада, Республика Корея, Россия, США, Узбекистан, Франция, Эстония).
На основе анализа выделены следующие особенности работы фракций в парламенте:
СОЗДАНИЕ ФРАКЦИЙ. Существуют различные подходы к созданию фракций (во Франции фракции могут создаваться по политическим убеждениям представителями разных партий, в Грузии – депутаты, выдвинутые одной и той же партией, не вправе образовывать более 1 фракции) и количественные требования к их формированию (Франция – не менее 30 депутатов, Корея – 20 и более, Болгария – 10, Грузия – не менее 7).
В то же время специфичны установки касательно участия депутатов в работе постоянных комитетов парламента (возможность работы в 2 комитетах – Болгария и Корея; только в 1 – Франция; как минимум в 1, но по решению фракции в 2 – Грузия).
ОГРАНИЧЕНИЯ. Регламентируются основания, по которым запрещается создание фракций (Франция и Грузия: защищающие частные, местные или профессиональные интересы, преследующие региональные или религиозные цели – Грузия).
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ. Жесткая регламентация фракционной деятельности и партийная дисциплина регулируют деятельность депутатов не только в вопросе принятия законов и голосования, но также в части выступления в СМИ, социальных сетях. Регулирование может приводить к недовольству депутатов (в Канаде для выработки единой позиции применяются санкции в виде лишения должностей или прекращения поддержки в результате нарушения регламента).
РИСКИ. Фракция выступает одной из форм деятельности политической партии в парламенте, нацеленной на реализацию предвыборной программы, и является драйвером («нервной системой») партийно-политической жизни страны. Появление противоречий внутри фракции приводит к расколу партии и возможности для критики оппонентами.
Стоит отметить, что уровень влияния и «вес» в парламенте фракции зависит от следующих показателей:
- количество членов фракции;
- наличие устойчивой политической партии, стоящей за фракцией;
- наличие ярких и авторитетных парламентариев в составе фракции;
- уровень солидарности членов фракции;
- число руководящих должностей в структуре парламента, закрепленных за членами фракции;
- характер взаимодействия с другими депутатскими объединениями, участие в коалициях;
- дисциплина партийной фракции, обеспечивается парламентскими организаторами («кнуты») (Великобритания, США);
- степень сотрудничества с исполнительными органами власти и др.
Для повышения влиятельности фракции в парламенте, как правило используются следующие возможности:
- выступления депутатов фракции на пленарных заседаниях и заседаниях профильных комитетов;
- голосование на пленарных заседаниях палаты, выступления с заявлениями и обращениями к депутатам парламента для выражения своего особого мнения по конкретному вопросу;
- проведение слушаний, конференций, семинаров, «круглых столов»;
- встречи руководителей фракций, а также всего состава депутатского объединения с президентом, председателем правительства, министрами;
- расширенные заседания фракций с приглашением на них представителей органов государственной власти;
- поездки депутатов фракции в регионы с целью проведения встреч с избирателями, региональным и местным руководством;
- работу с обращениями граждан;
- взаимодействие со средствами массовой информации.