На сегодняшний день кожевенная промышленность страны испытывает большие проблемы. Большая часть шкур крупного и малого рогатого скота уничтожается и не перерабатывается предприятиями.
По словам экспертов, Казахстан обладает большим потенциалом наладить более глубокую переработку сырья из кожи, однако, в связи с рядом проблем, которые изложены ниже, кожевенная отрасль остается бесперспективной.
В настоящее время в стране действует 10 предприятий по первичной переработке шкур (Акмолинской, Актюбинской, ЗКО, Костанайской, Павлодарской, ЮКО, ВКО, Алматинской и Жамбыльской (2 предприятия) областях) мощностью загрузки до 3,2 млн. шкур в год и 14 предприятий по первичной обработке шерсти (ЗКО, Атырауской, Костанайской, Акмолинской, ВКО, Алматинской, ЮКО, Жамбыльской и Павлодарской
(2 предприятия) областях) с мощностью до 40,6 тыс. тонн.
В секторе производства кожаной и относящейся к ней продукции занято всего 700 человек.
Справочно: В Турции более 2 тыс. предприятий, в которых занято более 1 млн. человек, в Индии – 2 тыс. (занято 4,4 млн. чел.), в России – 1 684 заводов, занято (42,6 тыс. чел.).
Согласно статистическим данным, в 2022 году в стране было произведено 3,4 млн. шкур КРС и около 8 тыс. шкур МРС. Однако переработчиками принято на первичную обработку всего лишь 14% шкур КРС (481 тыс.). В виде сырья экспортированы за рубеж – 5% (228 тыс.). Оставшиеся 2,7 млн. шкур (81%) не нашли сбыта.
Справочно: Экспорт Турции – 2 млрд. долл. США, Индии – 4,8 млрд. долл. США, Китая – 37 млрд. долл. США, Россия – 208 млн. долл. США.
Относительно шкур МРС и лошадей, ситуация еще хуже, перерабатывающие предприятия вообще не закупают их. Это приводит к тому, что около 3 млн. шкур КРС, а также шкуры МРС и лошадей просто выбрасываются на мусор.
Что касается первичной переработки овечьей шерсти, то в стране произведено около 40 тыс. тонн, но на переработку принято только 7 тысяч тонн или 18%.
На сегодня, одной из причин слабой развитости переработки сырья является его низкое качество и несоответствие требованиям как отечественных перерабатывающих предприятий, так и экспортеров.
К примеру, из произведенного 40 тыс. тонн овечьей шерсти, только 33% можно использовать в переработке, такая же ситуация и со шкурами КРС и МРС.
Научные аналитики в области сельского хозяйства считают, что сложное положение в сфере переработки шерсти связано с генотипическим фактором, то есть нарушением породных качеств животных в результате скрещивания разных пород овец.
В стране мало овец мериносовой породы, которые дают востребованную на рынке шерсть. Сейчас в общем объеме страны удельный вес тонкорунной шерсти не достигает и 30%. Причем и та, что имеется, не отвечает высоким классам качества. Тогда как, все предприятия страны переработки заточены под тонкорунную шерсть.
Отсутствие должной ветеринарной службы, приводит к кожным заболеваниям животных, в результате у них появляются дефекты на коже и снижается качество шерсти.
Еще одним фактором, способствующим снижению качества сырья, является отсутствие технологического забоя скота в селах. Порядка 70% забоя скота происходит в личных хозяйствах населения, без должной технологии забоя и хранения шкур. Это также приводит к повреждению шкур и не пригодности ее к переработке.
В качестве решения проблемы, Министерство сельского хозяйства приняло решение открыть завод по помолу шкур КРС и МРС, где конечным продуктом станет корм и желатин, а из овечьей шерсти планируют изготовления теплоизоляционных строительных материалов с низкой добавленной стоимостью.
Такое решение не отвечает долгосрочным целям по развитию сельского хозяйства, так как приведет к упущению возможности получить более высокую прибыль от глубокой переработки или экспорта шкур. Так, цена одной шкуры МРС на международном рынке при промышленном забое и правильной подготовке варьируется в пределах 100 долларов. При более глубокой переработке кожи можно получить высокую добавленную стоимость и большую занятость населения.
Анализ мировой практики производства кожи и изделий из неё показал, что несмотря на сильную сырьевую базу, без поддерживающих мер правительств и ответственного отношения бизнеса, невозможно создать условия для глубокой переработки сырья или хотя бы наладить масштабный экспорт продукции.
Так, стоит обратить внимание на опыт Турции, которая предоставила производителям широкую поддержку, в виде освобождения от налогов и ограничения на импорт кожи из-за рубежа, которые действуют более 30 лет. Кроме того, введется селекционная работа, которая направлена на получение качественной шерсти и шкур.
В Индии кожевенная отрасль сильна благодаря современным технологиям и целенаправленной поддержке смежных отраслей (ветеринария и др.). Правительство Индии также создало ряд учреждений, таких как, «Совет по экспорту кожи» «Центральный научно-исследовательский институт кожи», «Институт дизайна и развития обуви», которые обеспечивают поддержку промышленности в области научных исследований и экспорта продукции.
В Российской Федерации меры поддержки кожевенной отрасли, предлагаются в рамках развития легкой промышленности РФ и предусматривают:
– предоставление субсидий на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств и приобретения нового оборудования до 50% от суммы кредита и стоимости оборудования;
– предоставление гарантии от государства банкам по кредитам направленных на замену устаревшего оборудования до 70% от суммы кредита;
– предоставление промышленной ипотеки для приобретения и улучшения промышленных площадей, сроком на 7 лет по ставке 5% годовых и др. меры (льготные налоговые и административные режимы, субсидии на экспорт товаров до 80% от затрат, специальные инвестиционные контракты).
Учитывая сложившуюся ситуацию предлагается рассмотреть следующие меры:
- Стимулировать строительство специализированных убойных цехов кооперативами личных подсобных хозяйств в сельских населенных пунктах путем возмещения части затрат на строительство цеха до 50%;
- Внедрить механизмы поддержки для субъектов личного подсобного хозяйства сдавать скот на промышленный забой. Предлагается обеспечить бесплатный забой в цехе или возместить часть затрат на доставку скота с отдаленного населенного пункта;
- Выработать конкретные меры по совершенствованию ветеринарного контроля и повысить качество работы селекционной службы для сохранения качества кожи скота и шерсти;
- Мотивировать кооперативы ЛПХ и племенные овцеводческие хозяйства в развитии селекционной работы МРС через налоговые преференции, привязанные к увеличению мериносной породы овец.