Общественный транспорт Казахстана вызывает большие нарекания со стороны населения. Вместе с тем, существует экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного транспорта старается уклониться от его оплаты.
Данная проблема в большей мере характерна для мегаполисов из-за высокого уровня пассажиропотока и отсутствия возможности контролировать оплату за проезд.
Согласно данным Бюро национальной статистики за январь-октябрь 2023 г. городским общественным транспортом Республики Казахстан перевезено 1,1 млрд. пассажиров, из них в Астане было перевезено 167,8 млн. пассажиров, а в Алматы 367,2 млн. пассажиров.
По данным департамента транспортного контроля, ежедневно в Астане проезд не оплачивают порядка 90 000 пассажиров. В результате автобусные парки каждый день теряют более 8 млн тенге.
Что касается Алматы, то по словам заместителя генерального директора по эксплуатации ТОО «Алматыэлектротранс» Омархана Абылайхана порядка 20% пассажиров не оплачивает проезд.
Наличие безбилетных пассажиров сокращает объем оборотных средств автобусных парков и увеличивает сумму субсидирования из бюджета. Так, сумма субсидирования пассажирских перевозок по социально значимым внутренним сообщениям в г. Астана за 2022 год составила 21,4 млрд. тенге, а за 2023 год – 7 млрд. тенге. Субсидирование пассажирских перевозок в Алматы в 2021 году составила 78 млрд. тенге, в 2022 году – 50, 4 млрд. тенге, в 2023 году – 60,8 млрд. тенге.
Анализ мирового опыта показывает, что государства и компании-перевозчики, активно борются с безбилетными пассажирами путем административного контроля, внедрения технологий и стимулирующих мер.
Меры административного контроля
В Казахстане за 2021 год было выявлено 239 тыс. безбилетных пассажиров, из них только 9 тыс. оплатили штрафы в размере 2 МРП (МРП в 2023 году – 3450).
Анализ показывает, что сумма штрафа одна из самых маленьких в мире. Безбилетники в Германии заплатят в среднем 60 евро штрафа (30,3 тыс. тенге), в Париже – 50 евро (25,2 тыс. тенге), в Лондоне – 45 евро (22,7 тыс. тенге), в Варшаве – 37 евро штрафа (18,6 тыс. тенге), в Праге – около 31 евро (15,6 тыс. тенге), а в Будапеште – 26 евро (13,1 тыс. тенге). Дороже всего безбилетный проезд в Риме — до 200 евро (100 тыс. тенге).
Цифровизация общественного транспорта
Акцент делается на бескондукторную оплату проезда и выявление безбилетных пассажиров посредством мониторинга факта оплаты.
Помимо этого, применяется интеллектуальная видеоаналитика – системы биометрической идентификации. Система оплаты face-to-face используется в Китае и городах Сингапур, Дубай, Лондон.
Система позволяет распознавать лица и считывать биометрические данные пассажира и автоматически списывают с его счета стоимость поездки. Оплату проезда проверяет по алгоритму: фиксация входящих и выходящих на каждой остановке, передача данных в дата-центр и сравнение с оплатой и формированием отчета по маршруту.
В г.Нью-Йорк (США) местное управление транспорта организовало маршруты по предварительной оплате проезда в специальных автоматах, расположенных на остановках. Это позволяет пассажирам побыстрей проходить в салон автобуса через любую из открытых дверей. Автоматическая оплата при проходе человека через рамку на входе в метро адаптирована в Южной Корее. Технология «Bluetooth Low Energy» обнаруживает смартфон пассажира и автоматически списывает стоимость проезда с карты.
Применяется автоматизированный мониторинг пассажиропотока посредством датчиков подсчета. В Израиле 1,4 тыс. автобусах внедрили датчики, установленные над дверьми автобуса, позволяющие в режиме реального времени отслеживать количество пассажиров и сопоставлять его с количеством оплаченных проездных билетов. Аналогичная система внедрена в 1,5 тысячах автобусов гг.Москвы и Санкт-Петербурга.
В г. Москва установили турникеты, которые стали барьером для пассажиров, не совершивших оплату. Однако, в последствии администрация Москвы отказалась от турникетов из-за существенного увеличения времени на посадку. Без турникетов транспорт стал ходить быстрее и чаще.
Стимулирующие меры
Развита практика популяризации транспортных карт посредством предоставления пассажирам возможности экономить средства и получать выгодные бонусы.
К примеру, в Южной Корее используется единая транспортная карта
«T – MONEY». По сравнению с наличным расчетом поездки по карте более выгодны. Существует бесплатная пересадка на другой маршрут и скидки. Карта позволяет накапливать и тратить бонусы в аффилированных торговых точках (книжные и спортивные и др.), а также пользоваться услугами камер хранения в экскурсионных автобусах и на станциях метро.
В Москве электронную карту «Тройка» используют более 90% пассажиров. При пополнении карты на бонусный счет поступает 3% от суммы. Карта предоставляет скидки на услуги более 5 тыс. партнеров (аптеки, медицинские клиники, операторы сотовой связи, книжные интернет-магазины и т.д.) и кэшбэк в размере 6%, который можно потратить на оплату проезда или обменять на скидку в магазинах, аптеках или кафе.
В Сингапуре владельцы электронной смарт-карты «EZ-Link» могут экономить на каждой поездке до 15% ее стоимости. Предусмотрены различные льготные программы, например, граждане с низким доходом имеют право на скидки за проезд. Держатели карт могут посещать музеи и аттракционы города-государства.
В Гонконге электронной картой «Octopus» пользуются 99% населения. Карта позволяет накапливать бонусы, которыми можно оплачивать транспортные и нетранспортные услуги.